Смоделированную головку дорабатывают в деталях и применяют как эталон для изготовления трех других коней. Их вырезают уже «поточным» методом — одним установленным на шпинделе инструментом обтачивают сходные детали поочередно у всех трех заготовок. Соответствие вырезаемых фигур эталону проверяют измерительным инструментом и несложными шаблонами из тонкого картона.
На рис. 81.2 показана декоративная пьвиная маска со скобой. Маску вырезают из цельной или наборной заготовки. Скобу вытачивают на токарном станке, затем обе детали собирают. Маска может быть разных размеров в зависимости от места ее применения: крупная — как украшение интерьера, средних размеров — как ручка (парный вариант) для двухстворчатых дверей, мелкая — как деталь декоративной чаши. Однако сложность вырезания маски с увеличением размеров не уменьшается. Во всех трех вариантах требуется правильное построение формы и грамотная деталировка, учитывающая, с одной стороны, расстояние до изделия, степень его освещенности, с другой — прочность материала, разновидность покрытия, частоту пользования.
Работу над маской начинают с изготовления пластилиновой модели, на которой отрабатывают все элементы скульптуры. При выполнении небольших моделей лепку производят на листе плотной бумаги, на которой модель удерживают и, прикладывая ее к изделию, выверяют соотношение размеров соединяемых деталей.
Существует несколько способов перенесения размера с модели на скульптурное изделие. Один из способов основан на снятии с модели шаблонов и применении их для контроля рельефа в процессе резьбы. Поскольку маска симметрична относительно вертикальной оси, достаточно изготовить шаблоны с одной ее половины. Пластилиновую модель слегка ох-
ГЛАВА 7
МОЗАИЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ДЕРЕВУ НА СТАНКЕ «УНИВЕРСАЛ»
Мозаичные работы, выполняемые на станке, разнообразны как по видам, так и по технологии. В данной главе рассмотрены лишь отдельные, наиболее характерные процессы орнаментальных мозаичных работ, при которых детали деревянного набора полностью изготавливаются станочными методами. Ручные операции остаются лишь для сборки орнаментального крытья и частичной подрезки элементов по месту.
Мозаика по дереву подразделяется на два основных вида: инкрустацию и маркетри.
И н к^р у с т а ц и я обозначает врезку одного материала в другой в соответствии с запроектированным рисунком. Изделия и врезаемые детали могут выполняться из самых разнообразных материалов. Изделие и вставные элементы имеют одну общую поверхность и различаются материалами и цветом.
Разновидностью инкрустации является интарсия — врезка дерева в дерево. Соединяемые породы, отличаясь текстурой и цветом, образуют орнаментальный или сюжетный рисунки.
Маркетри — техника, при которой элементы набора и фон выполняются из деревянного шпона. Детали мозаики и фоновый лист шпона монтируют на клейкой бумаге, после чего весь набор целиком наклеивают на изделие.
Трудоемкость орнаментальных мозаичных работ побудила мастеров искать технологию, облегчающую и ускоряющую этот процесс. Так появилась чертозианская (блочная) мозаика, при которой дерево или другие материалы, нарезанные в прутки или пластинки, склеивают в пакеты, образующие в сечениях определенный рисунок. Пакет разрезают на дольки, из которых выкладывают орнамент. Рисунок мозаичного набора создается цветом и текстурой древесины, различным отражением света древесными волокнами. Естественный цвет может быть усилен или полностью изменен поверхностным тонированием красящими веществами или химическими реагентами, а также опаливанием.