Температура клеевой^ массы не должна превышать 60—70°С. Закипевший клей имеет пониженную клеевую способность. Применение водяной бани предохраняет кпей от лригорания, а также сохраняет рабочую температуру клея в течение определенного времени. Столярный кпей приготавливают в следующей пропорции: на 4 части плиточного клея берут 3—4 части воды.
Казеиновый клей (продукт переработки творога) поступает в продажу в виде порошка с добавлением буры. Порошок замешивают на воде. Клей приготавливают за 1 час до применения и наносят на склеиваемые поверхности тонкой деревянной лопаткой. Добавлением анилинового красителя в жидкий клей его цвет приближают к тону изделия.
Столярный и казеиновый клеи являются водными растворами и имеют многие сходные показатели во взаимодействии с древесиной, которые определяют общие правила их применения:
1. Рекомендуется употреблять наименьшее количество клея при плотном соединении деталей.
2. Детали из твердых и плотных пород древесины склеивают жидким клеем, средние по твердости и рыхлые породы склеивают густым клеем.
3. Торцы деталей клеят густым клеем или предварительно промазывают жидким клеем и просушивают его.
4. Клеевая масса должна быть совершенно однородной, без комков и инородных включений.
5. Наибольшую прочность дает свежий клей, поэтому варить и заготавливать следует лишь необходимое его количество.
6. При стыковке плотно подогнанных точеных деталей массу клея наносят в гнездо. Вставной элемент промазывают минимальным слоем клея.
7. Склеивание следует начинать лишь после подготовки соответствующих зажимных приспособлений.
2. Отделочные покрытия
Отделка деталей и декоративных изделий в целом делится на несколько видов:
1. Прозрачная отделка с сохранением текстуры древесины: вощение — покрытие воском, лакирование масляными, спиртовыми и нитроцеллюлозными лаками, полирование. Все виды прозрачных покрытий применяют как ло естественной, так и по тонированной поверхности древесины.
2. Непрозрачная отделка, скрывающая текстуру древесины: покрьлие масляными и нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочение и бронзирование.
3. Фанерование поверхности издел и я1.
4. Опаливание поверхности изделия.
В зависимости от характера декоративного изделия применяют тот или иной вид отделки, а в некоторых случаях пользуются их сочетанием. Отделочное покрытие зависит от качества древесины, и его вид определяют при проектировании изделия. Перед отделкой деталь или изделие шлифуют меха-ни-ческим или ручным способами.
Тонирование (крашение) древесины применяется для того, чтобы усилить ее текстуру и естественную окраску и придать древесине нужный цвет, имитировать ценную породу, сблизить или разделить ло цвету отдельные части изделия. Для крашения древесины применяют готовую спиртовую морилку. Однако более широкое цветовое разнообразие дает применение анилиновых красителей, предназначенных для крашения тканей. Варьируя их сочетания и концентрацию, можно получить любой цвет древесины. Подбирают нужный тон на пробном куске древесины. Оценивают цвет после нанесения запланированного покрытия (вощения, лакирования).