Бронзирование — разновидность непрозрачного покрытия. Применяется главным образом при изготовлении багета. Наилучший эффект дает в сочетании с темными тонами древесины. Поверхность под бронзирование грунтуют и тщательно шлифуют. Бронзирование производят двумя способами: на отлип и на тинктуре. Первый способ состоит в том, что поверхность покрывают масляной краской под цвет порошка и, когда подсыхающая краска достигнет состояния отпила, на нее с помощью мягкой кисти напыляют бронзовый порошок. Излишки порошка, нанесенного на отлил, после высыхания краски смахивают мягкой кистью. Иногда в качестве подложки применяют темно-красную краску, которая, просвечивая сквозь порошковый спой, делает бронзовое покрытие теплее и ярче.
При втором способе спой краски высушивают и наносят на него бронзовую краску — смесь бронзового порошка и лака.
Некоторые детали подвергают выборочному прозрачному лакированию, получая красивое сочетание матовой и блестящей бронзовых поверхностей.
Опаливание древесины применяют для придания изделию особого колорита. Этот метод наиболее пригоден для отделки различных моделей и предметов домашнего обихода и очень красив в сочетании с медными или латунными элементами.
Сплошное или частичное опаливание детали осуществляют погружением ее в горячий песок. Нагревая песок и регулируя время выдерживания в нем детали, получают разнообразные оттенки поверхности — от светло-желтого до темно-коричневого.
Частичное опаливание производят трением. К вращающейся детали подносят в соответствующем месте сложенный в несколько раз листок твердой бумаги. Под действием трения бумага разогревается, начинает тлеть и подпаливает деревянную поверхность.
Обожженные детали оставляют без покрытия или облагораживают легким вощением.
ГЛАВА 10
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ
1. Токарная обработка некруглых деталей
Технология изготовления прямоугольных деталей, а также деталей смешанных форм разнообразна. Основной ее элемент — способ закрепления заготовки при ее обработке. На рис. 91.1 показан способ поэтапного закрепления заготовки в трехкулачковом патроне при вытачивании параллелепипеда. Заготовку под фигуру подготавливают, оставляя небольшой припуск. Одну из сторон заготовки выравнивают и определяют как базу для первого установа. Положение кулачков децентрируют. Для этого первоначально в патрон вводят кулачок 1. Пропустив один или два захода спирали, вводят последовательно кулачки 2 и 3. При последующем синхронном движении кулачок 1 всегда будет ближе к центру, чем два других. При зажиме ее базовую плоскость прижимают к торцу патрона (рис. 91.1 А).
На небольших оборотах подрезным резцом снимают в размер поверхность заготовки, которая будет параллельна ее базовой плоскости. Повернув заготовку на 90°, ее готовые параллельные плоскости 1 и 2 зажимают в кулачки и протачивают начисто плоскость 3 (рис. 91.1 Б). Затем заготовку переворачивают и, прижав плоскость 3 как базу к торцу патрона, срезают плоскость 4 в размер. Если размер заготовки меньше высоты кулачков, между базовой плоскостью и торцом патрона вставляют вкладыш, который извлекают после затягивания кулачков (рис. 91.1В). Вместо вкладыша можно применять небольшие пластинки или короткие стержни.