При описании приспособлений дается их принципиальное устройство и лояснитепьные иллюстрации. Подробные чертежи приводятся лишь там, где точность воспроизведения узлов необходима для нормальной работы приспособлений. В остальных случаях приспособления могут быть выполнены по-разному, исходя из конкретных условий работы и имеющихся материалов.
В центральных главах книги изложена технопогия токарных, фрезерных и резных^ работ по дереву. Чтобы полнее раскрыть технологический процесс, его описание дается в неразрывной последовательности: сначала — изготовление приспособления, затем^— специальный для данного вида обработки дерева режущий инструмент и после этого — сам процесс обработки детали с применением изготовленного приспособления. Однако в книге есть и общий раздел «Режущий инструмент», в котором объединены сведения, касающиеся инструмента в целом, материалов для его изготовления, геометрия резцов, приспособлений для заточки. Аналогичным образом олисан абразивный инструмент: в главе 2 дан общий обзор, в последующих главах рассмотрены специальные инструменты и способы их применения.
Объемная резьба на станке относится к наиболее сложным видам обработки, требующим не просто умения, но в большой степени пространственного видения и художественного чутья. Подробное описание способов перевода лепной модели в деревянную скульптуру дается для того, чтобы показать мастеру-любителю не простой, но доступный путь освоения объемной резьбы. Автор счел возможным предложить любителям резьбы пользоваться проекционно-опти-ческим методом переноса изображений на заготовку. На первый взгляд этот метод может показаться сложным, однако точная передача изображения и быстрая настройка на заданный размер делают его эффективным. Проекционный метод прогрессивен и имеет самое разнообразное применение, а в ряде случаев (например, при реставрационных работах) он незаменим.
Показанные в книге готовые изделия — лишь малая часть того, что можно сделать на станке «Универсал». Ограниченный показ образцов не должен удивлять читателя, поскольку главная цель книги — рассказать не о том, что делать, а о том, как делать. В связи с этим следует подчеркнуть, что и начинающему мастеру и опытному необходимо постоянно изучать литературу по технике и искусству, и не только близкую к данной теме, но и охватывающую другие области, так как в ней можно найти и новые идеи и нетрадиционные решения технических и творческих задач.
Изучая опыт и образцы труда прошлых поколений, мастер всегда должен помнить о том, что современные станки, даже небольших размеров, несравненно превосходят старые, в основном деревянные станки с ножным приводом и ручной подачей режущего инструмента. Однако мастерство и терпение позволяли ремесленникам минувших времен создавать великолепные изделия, отличающиеся как сложной технологией, так и высоким художественным уровнем. Теперь, опираясь на значительно возросшие технологические возможности современного оборудования, мастер должен стремиться создавать вещи не менее сложные.