Декоративная обработка древесины стр.95

Плоскими и трехгранными иглами осуществляют мелкую деталировку всех элементов цветка. Смягчают края контура, углубляют его, усиливая рельефность изображения. Иглами производится поднутрение лепестков (рис. 79.4).

Подобным образом обрабатывают пистья. После прокладки контура и заглубления фона сферическими фрезами и борами вырезают поверхность листа, формируя ее характерный природный рельеф. Дисковыми фрезами нарезают прожилки, круглые обводы листа протачивают шарообразными борами, мелкие детали контура прорабатывают гранеными иглами (рис. 79.5).

Для нарезания рельефа с особой структурой применяют специально изготовленные фасонные фрезы. На рис. 79.6 показан пример фрезерования лепестков лучевого строения. Головка фрезы имеет симметричный профиль в четверть окружности. Прокладывая смежные борозды в радиальном направлении, фреза вырезает скругленные лучи. Вершины зубьев фрезы могут быть закруглены, вследствие чего лучевой рельеф станет более пластичным. Лучи нарезают до центра, который закрывают отдельно выточенной сферической сердцевиной. В тех случаях, когда цветок вырезают из одного куска древесины, нарезание лучей приостанавливают вблизи сердцевины и дорезают их гранеными иглами.

При создании рельефных композиций из цельной заготовки часто возникает необходимость придания фону определенной фактуры. На рис. 79.7 показан способ механического гильо-ширования поверхности фона фасонной дугообразной фрезой с двумя рядами зубьев. Гладкий желоб между рядами зубьев, опираясь на поверхность древесины, не допускает, заглуб ления фрезы. Проходя по плоскости древесины, фреза прорезает две параллельные борозды и формирует скругленную полосу между ними. При нарезании новой (левой) борозды правое кольцо зубьев фрезы ведут по уже готовой борозд*.

Повторяя этот принцип, фрезеруют всю площадь фона. При подходе к рельефу нарезание борозд прекращают, по всему внешнему контуру композиции выполняют поднутрение, а затем с помощью игл бороздки дорезают, заводя их под репьеф. При низком рельефе краев композиции борозды аккуратно доводят до непосредственного соединения с декором.

Гильошированная поверхность может иметь самый разнообразный рисунок, образуемый перемещением заготовки в различных направлениях или волнистым ее движением. Подобную фактуру можно создавать в фоновых местах на изделиях любой формы, а также на некоторых деталях резной композиции.

На рис. 79.3 показан процесс канфарения — фактурной разработки фона с помощью шарового бора. Диаметр бора подбирают соответственно параметрам изображения. Наилучшие результаты дает канфарение по твердой древесине. Обработанные бором сферические углубления имеют гладкую поверхность, поэтому фактуру данного вида, как и гильоши-рование, не шлифуют, а лишь полируют. (Шлифование, затирая рельеф, снижает эффект зернистости фона.)

Вставные миниатюрные композиции вырезают из цельной заготовки твердой древесины. Порядок и принцип обработки деталей остается прежним. Резьбу миниатюр ведут очень осторожно с небольшими подачами заготовки на фрезу. Инструмент следует чаще менять, соблюдая правило: режущая головка фрезы всегда должна быть меньше обрабатываемого элемента композиции. Миниатюрную резьбу рекомендуется выполнять под лупой, подвешенной на специальном кронштейне (рис. 79.9).


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒