При нарезании высокорельефной монограммы возникают некоторые трудности, связанные с выборкой фона внутри ее замкнутого контура. В нижней части рис. 80.2 показана схема поэтапной выборки фона, которую применяют для обработки выпуклых монограмм любого вида. Выборку фона ведут сразу после разметки заготовки, когда ее поверхность еще не тронута резьбой и представляет собой ровную плоскость. Дисковой фрезой углубляются в древесину до упора отполированной конической оси в плоскость заготовки и делают пропил А вдоль контура знака. Передвинув заготовку вправо (приблизительно на 2—3 толщины диска), делают второй пропил Б, который пойдет на той же гпубине. Затем зигзагообразным движением фрезы срезают полосу древесины, оставшуюся между пропилами. Пройдя по другому контуру знака, делают пропил В и срезают промежуток между пропилами Б и В. Таким образом, постоянно опираясь на верхнюю плоскость заготовки, фреза формирует участки фона с одинаковым уровнем. При изогнутой поверхности заготовки уровень фона будет также изогнутым. Изложенный принцип пригоден для обработки монограмм любого размера, под который изготавливают фрезу соответствующего диаметра. В углах и узких местах композиции фон выбирают гранеными иглами. Указанным приемом можно также пользоваться при нарезании орнамента.
Изготовление резных медальонов
В практике резных работ словом «медальон» обозначается рельефное изображение, заключенное в круглую, овальную или граненую раму. Размеры медальонов не ограничены — они могут быть и частью оформления интерьера, и элементами отделки мебели, и украшением миниатюрной коробочки. Изготовление медальонов — весьма сложное дело, и к нему приступают тогда, когда на более простых изделиях будут отработаны многие приемы резьбы. Однако, кроме хорошего владения инструментом, работа по созданию медальонов требует от мастера грамотного подхода к построению композиции, высокого знания пластической анатомии и основных принципов проектирования и формирования сюжетных рельефов.
Создание медальона начинают с тщательной разработки эскиза, композиция которого должна базироваться на размере и качественных показателях заготовки. Древесина для вырезания рельефа должна быть твердой, прочной, без сучков и трещин, иметь контрастную или очень мелкую текстуру. Одинаковые по цвету куски древесины, удовлетворя ющие перечисленным требованиям, — большая редкость; поэтому следует наиболее выгодно использовать имеющийся материал. Экономичный расход древесины, производимый станочными методами, позволяет получать из одного куска несколько долей, одинаковых по качеству и внешним данным. Наличие двух ипи нескольких сходных заготовок дает возможность изготавливать парные медальоны или гарнитуры с единым сюжетом. Поскольку высоту рельефа проектируют и рассчитывают заранее, заготовки для медальонов можно нарезать с минимальным припуском по толщине. Тонкие спилы дублируют, наклеивая их на хорошо выдержанные дощечки из распространенных пород древесины. Иногда такое дублирование производят лишь на время обработки медальона, после чего подложку сошлифовывают на абразивной шкурке.