А в Поволжье с начала XIX века распространяется в деревянной архитектуре, вытесняя северный рубленый орнамент, «глухая» или «корабельная» резьба, перекочевавшая с волжских кораблей. Основные украшения сосредотачивали на щипце — фронтоне избы. Исследователи связывают распространение резных деталей на фронтоне с переходом в строительстве от самцовой конструкции крыши к более легкой стропильной. Первоначально фронтон стропильной крыши зашивали досками, переход от бревен нижележащего сруба к фронтону закрывали «платком» или «лобовой доской», обильно украшенной резным орнаментом. Общая тема самых разнообразных сюжетов резного узора — это цветы, злаки, плоды родной земли, сказочные типы — сирины (как сирены) с женскими головами, львы, фантастические русалки — «фараонки», подсолнухи, голуби, петухи...
«Все наши коньки на крышах,— писал С. Есенин в своей статье-исследовании
«Цветы Мории», — петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице... Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища»,— говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставнях, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит
м проходящим мимо избы его через ЭТОТ >л, что «здесь живет человек, исполняю-долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе сним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт и я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встре-выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина». Голубь на князьке ыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему: «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рал тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего»,— и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента... Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы...».