Декоративная обработка древесины стр.99

При всем разнообразии приемов рельефной резьбы существуют и единые принципы их построения. Один из них заключается в том, что рельеф любой высоты должен содержать все детали, присущие нормальному изображению. На рис. 80.3 показан принцип «сжатия» изображения. Самая высокая точка рельефа остается на поверхности заготовки, по самому низкому его уровню прокладывают плоскость фона. Высоты отдельных деталей изображения должны укладываться в запроектированном слое, сохраняя взаимно пропорциональное соотношение.

Как видно из рисунка, плоскость фона рельефа проходит по центральной оси лица. Иногда в целях передачи большей глубины рельефа плоскость фона (показана пунктиром) несколько смещают относительно оси, захватывая часть симметричной половины лица. Подобный «подъем» изображения над фоном позволяет делать поднутрение под некоторыми деталями лица и прически. Правильно выполненное неглубокое поднутрение придает изображению легкость, усиливая эффект объемности.

Из заготовки, имеющей в центре значительную высоту, можно вырезать медальон с поворотом головы в полуанфас. В этом случае изображение не сжимают, а вырезают по правилам объемной скульптуры, часть которой, скрытая от зрителя, срезана плоскостью фона. Высокую рельефность резьбы сочетают с невысокими переходами некоторых элементов прически, одежды непосредственно в фон, тем самым смягчая контрастность изображения и придавая ему более пластичную связь с фоном.

Для обработки заготовки на ее поверхность наносят рисунок будущего рельефа. Традиционный метод перенесения рисунка с эскиза на заготовку — разбивка эскиза и заготовки на сетку с одинаковым числом клеток, отличающихся размером. Этот метод позволяет переносить изображение по частям в определенном масштабе. Однако его применение эффективно только в начальных стадиях обработки заготовки, так как по мере снятия слоев древесины сетку и построенный по ней контур изображения приходится восстанавливать. Более надежный способ переноса изображения — метод оптического проецирования.

В увеличитель любого формата закладывают негатив, полученный репродуцированием эскиза медальона (с помощью того же увеличителя или обычного фотоаппарата^. Негатив делают с эскиза, выполненного крупно, с подробной и четкой проработкой контура деталей. При слабом внешнем освещении негативное изображение проецируется на лицевую плоскость заготовки. Регулируя высоту проецирования, подбирают нужное увеличение изображения. Закрепив положение увеличителя, тонким карандашом, ведомым по белым линиям негативной проекции, обводят внешний контур рельефа и намечают место его самой высокой детали. На прикопотой к доске увеличителя бумаге ставят отметки, фиксирующие положение заготовки при первой прорисовке.

Получив контур для первичной обработки, по краевому контуру заготовки наносят уровень фона и начинают резьбу. Крупными цилиндрическими и коническими борами снимают древесину вокруг контура изображения до уровня фона и выравнивают его. Оставив нетронутым самое высокое место изображения — точку А (ткань на плече), с его плоскости снимают тонкий слой материала до уровня точки Б. После этих операций вся первоначальная разметка окажется срезанной, и проведенная по ней обработка рельефа может считаться законченной. Затем заготовку по прочерченным на бумаге отметкам снова устанавливают под увеличитель и на поверхность изображения наносят границы следующего, более низкого уровня. С намеченных мест древесину срезают, применяя все более мелкий фрезерный инструмент. Точно очерчивая границы съема, постепенно срезают все уровни и в общих чертах формируют объем рельефа. На заключительных этапах работы под увеличителем намечают самые мелкие детали, которые прорезают ^ тонким механическим и ручным инструментом. Вырезанный рельеф шпифуют, дотачивая некоторые детали небольшими мелкозернистыми головками и ручным абразивным инструментом. В процессе шлифования все неровности сглаживаются, поверхность рельефа получает округлые формы.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒