Деревянный дом от мала до велика стр.2

Плотницкая «снасть» не ограничивалась топорами да скобелями. В порядных документах упоминаются тесла, похожие на кирки, но с закругленными лезвиями для выбирания пазов, долота и просеки — ими пробивали отверстия в бревнах, черты для расчерчивания параллельных линий. Бревна на сруб поднимали блоками-векшами, через которые были пропущены шеймы-канаты.

Тесовый лес заготовляли так: в торце и по длине бревна делали зарубы, в которые вгоняли деревянные клинья. Затем из расколотых половин вытесывали две-три тесины. Если же они шли на кровлю, то с одной стороны тесины делали небольшое углубление — корытце — получался желобленый лес. В лесу работали обычно древосечным топором с узким лезвием, тесины зачищали потесом, имевшим широкое лезвие с односторонним срезом.

Размеры дома заказчик указывал в саженях. Известно, что в XVII в. применялось несколько видов сажени. Самая распространенная сажень, которой чаще всего пользовались плотники — простая, или ручная, определяемая расстоянием между большими пальцами раскинутых рук. Иными словами, это катеты плотничьего наугольника (152,7 см), гипотенуза которого— косая сажень (216 см). Друг с другом они соотносятся, как сторона и диагональ квадрата, а как раз с построения квадрата на земле и начинали разбивку плана древние зодчие.

Диагональ квадрата, превращенная в сторону нового, большего квадрата, описанного вокруг меньшего, давала удвоенную площадь и, наоборот,— в два раза уменьшенную, когда половину диагонали брали за сторону вписанного квадрата. Для разметки оклада северные мастера, кроме плотничьего наугольника, имели мерную веревку, узлами разделенную на простые сажени.

При самцовой конструкции можно было придавать фронтонам любые очертания — простого треугольного фронтона, фронтона с «полицами», т.е. с более пологими частями внизу, опирающимися на «повалы», и, наконец, фронтона криволинейного очертания с киле-видным завершением, образующего так называемую «бочку».

Верхние части крылец и висячие галереи делались каркасными из стоек-брусьев, зажатых между нижней и верхней обвязками, и тесового заполнения между ними. Такой же была конструкция стен холодных верхних этажей — чердаков — в богатых хоромах.

Деревенские избы ставились на подклетях, но крыльца здесь были редки, возможно, что они составляли принадлежность более богатых домов. Крыльцо с высокой крышей составляло предмет гордости хозяина дома.

Городские деревянные жилые дома были двух-трехсрубными, но часто каждый сруб покрывали своей крышей, а средний сруб (сени) иногда делали более низким, чем боковые, которые имели до трех этажей в высоту.

Сени издревле были самым светлым и обширным помещением дома. Не случайно раньше в них устраивали пиры, принимали гостей, играли свадьбы. Так, в свадебном причитании на Печоре пели:

Ш Станем мы да в новы сени, Во новы сени да во холодные, На гладкие полы да на еловые, Щ На часты мелки да перекладинки, Мы отворим да двери на пяту, т.е. распахнем их настежь. Бывали случаи, когда сени связывали не два, а три сруба: последний прирубался перпендикулярно. Тут получается Т-образная связь. В сенях ставили большое окно, называвшееся красным (красивым) оттого, что оно пропускало сравнительно много света и имело слюдяную окон-чину. Иначе его называли косящатым, так как оно было обрамлено косяками. Такие окна для XVII—XVIII вв. — первый признак состоятельного хозяина. Еще в былинах пели:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒