Мозаика и резьба по дереву стр.64

Орнамент, выполненный в технике контурной резьбы, выглядит как линейный рисунок, линии его резки и жестки. Однако, несмотря на простоту

Мозаика и резьба по дереву

рисунка и отсутствие рельефа, технина контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

Рисунок орнамента наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копировальную бумагу. Предварительно линии кон~ура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге в шаблоне. Правильно построенная и красиво нанесенная линия во многом определяет художественную ценность резного украшения.

Рисунок можно наносить как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную. Часто поверхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок. Чтобы рисунок, нанесенный на неотделенную поверхность, не стерся во время резьбы, линии его с помощью кисточки покрывают прозрачным лаком.

Упражнения в контурной резьбе следует выполнять сначала на древесине липы, затем березы. Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и поворачивают на 180° только в крайних случаях. Резьбу выполняют стоя.

Работать следует двумя руками. Правой рукой держат стамеску или косячок за черенок, а пальцами левой руки придерживают инструмент ниже черенка недалеко от лезвия. В контурной резьбе линии постоянно изгибаются в разных направлениях и с разной кривизной. Во время резьбы таких линий инструмент и руки резчика постоянно меняют свое положение. Чтобы работать уверенно и быстро, нужно держать режущий инструмент двумя руками, это также предохранит левую руку резчика от возможных ранений срывающейся стамеской.

Резьба носячном. Заготовку с рисунком (рис. 87, а) закрепляют на верстаке параллельно его краю. Первую розетку вырезают с помощью косячка. Линии, расположенные поперек волокон (вертикальные), режут носком косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо (так же, как режут правую грань при резьбе двугранных выемон поперек волокон). Затем подрезают линию с наклоном косячка влево. В данном случае не делают предварительного вертикального надреза по средней линии контура. Рука должна уже привыкнуть резать грани выемок с определенным наклоном и на нужную глубину. Глубина реза здесь неодина-нова: у края розетки она максимальная, у центра сходит на нет. Концы лучей подрезают носком косячка с небольшим наклоном.

Линии, расположенные вдоль волокон, режут движением к центру розетки с наклоном косячка к себе и от себя.

В последнюю очередь прорезают контур окружности. Сначала режут внешнюю грань (надрезают линию), затем внутреннюю. При этом каждую половину окружности прорезают одним движением в направлении, указанном стрелками. Здесь на некоторых участках придется резать не по слою древесины, однако не следует менять направление: резание должно быть непрерывным и плавным. Кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полунруглыми стамеснами. Для резьбы применяют полукруглые стамески: крутую, среднюю и отлогую.

Сначала крутой стамеской надрезают лепесток, как показано стрелкой 1 (рис. 87,6). Уголок стамески ставят в начало линии и, нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой. При этом стамеску наклоняют к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской в направлении, показанном стрелкой 2, и заканчивают надрез контура отлогой стамеской, как показано стрелкой 3. Так надрезают все лепэстки розетки.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒