Для рельефной резьбы, выполняемой на деталях мебели, применяют главным образом древесные породы средней и высокой твердости — березу, орех, бук, дуб. Однако упражнения по освоению приемов рельефной резьбы следует выполнять на липе. Когда эти приемы будут хорошо усвоены, можно переходить на более твердую древесину.
Рельефную резьбу выполняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно й поворачивают только в крайних случаях.
Несмотря на большое разнообразие методов и приемов обработки поверхности при рельефной резьбе, порядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основные этапы выполнения рельефной резьбы следующие: нанесение рисунка; надрез и подрезна контура орнамента, выборка фона начерно, выявление форм рельефа орнамента; зачистка фона начисто; выявление мелкого рельефа орнамента; чеканка фона.
Нанесение рисунна. Для выполнения рельефной резьбы изготовляют ее рисунок в натуральную величину— шаблон. С шаблона рисунок переводят на кальку, а с кальки через копировальную бумагу —на заготовку. Чтобы не стереть рисунок с заготовки во время работы, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака (кисточкой по линиям карандаша).
При выполнении сложного рельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф из пластилина. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.
Надрез и подрезна контура орнамента. Надрез (рис. 90,а) производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют носячок, если криволинейная —
стамеску соответствующего про-филя. Чтобы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка.
Подрезку контура (рис. 90,6) делают отлогими, средними или крутыми стамесками тычком, т. е. держа стамеску под углом примерно 45° к поверхности и нажимая на конец ручки ладонью. Срезы делают в сторону надрезанной линии так, чтобы глубина подрезни была везде одинаковой.
Если в орнаменте одни элементы находят на другие, то надрез и подрезку начинают с верхних линий и делают их на меньшую глубину, а надрез и подрезку элементов, лежащих на фоне,—на большую.
Когда материал твердый, а глубина фона относительно большая, _ то с одного реза глубина надреза и подрезки может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были чистыми и плавными. Подрезку делают глубже надрезки. При этом стружка не отделяется, поэтому надрез повторяют для удаления стружки.
При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвие на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур. Обрубка производится с припуском на 2—3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа.